главная - выставки

Ювелирные украшения и вышивку крымских татар можно увидеть в Казанском Кремле

12 декабря 2014 г.


В Му­зее Пу­шеч­но­го дво­ра в Ка­за­ни со­сто­я­лось от­кры­тие вы­став­ки «Со­кро­ви­ща Кры­ма» из кол­лек­ции Бах­чи­са­рай­ско­го ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го за­по­вед­ни­ка.

Как рас­ска­за­ла за­ве­ду­ю­щая на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ским от­де­лом Му­зея ис­то­рии и куль­ту­ры крым­ских та­тар «Хан­ский дво­рец» Ле­на­ра Чу­бук­чи­е­ва, в Ка­зань при­ве­зе­ны ткац­кие ра­бо­ты, вы­шив­ка, тра­ди­ци­он­ные на­ря­ды, юве­лир­ные укра­ше­ния. Она по­бла­го­да­ри­ла со­труд­ни­ков му­зея за теп­лый при­ем и предо­став­лен­ную воз­мож­ность со­труд­ни­че­ства Бах­чи­са­рай­ско­го за­по­вед­ни­ка с му­зе­ем-за­по­вед­ни­ком «Ка­зан­ский Крем­ль».

Стар­ший на­уч­ный со­труд­ник на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла Бах­чи­са­рай­ско­го ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го за­по­вед­ни­ка Со­фия Аб­ду­ра­ма­но­ва рас­ска­за­ла, что во вре­ме­на крым­ских ха­нов вы­шив­кой и ши­тьем за­ни­ма­лись не толь­ко жен­щи­ны, но и муж­чи­ны – ре­мес­лен­ни­ки в спе­ци­аль­ных це­хах. Они из­го­тав­ли­ва­ли до­ро­гие пред­ме­ты, вы­ши­ва­ли зо­ло­том вой­лок, бар­хат, одеж­ду для крым­ских ха­нов, аму­ни­цию, по­ход­ные па­лат­ки и др. Де­во­чек вы­шив­ке и ши­тью обу­ча­ли с се­ми­лет­не­го воз­рас­та. Их учи­ли в том чис­ле и дву­сто­рон­не­му ши­тью – тра­ди­ци­он­но­му крым­ско-та­тар­ско­му ши­тью. В дан­ной вы­шив­ке не­воз­мож­но от­ли­чить ли­це­вую от из­на­ноч­ной сто­ро­ны тка­ни.

Вы­шив­ка по плот­ным тка­ням пред­став­ле­на во всех вит­ри­нах вы­став­ки. Здесь мож­но уви­деть су­кон­ную муж­скую курт­ку, ко­то­рая яв­ля­ет­ся ча­стью сва­деб­но­го на­ря­да. Со­фия Аб­ду­ра­ма­но­ва со­об­щи­ла, что на вы­став­ку в ос­нов­ном при­ве­зе­ны пред­ме­ты сва­деб­но­го об­ря­да. Каж­дая де­вуш­ка с дет­ства на­чи­на­ла го­то­вить се­бе при­да­ное. У бед­ных де­ву­шек долж­но быть вы­ши­то не ме­нее 70 по­ло­те­нец, а у бо­га­тых – 200-250. Обя­за­тель­но го­то­вил­ся по­да­рок же­ни­ху из 9 пред­ме­тов. В раз­ных рай­о­нах Кры­ма на­бор пред­ме­тов ва­рьи­ро­вал­ся. Но в не­го обя­за­тель­но вхо­дил рас­ши­тый пла­ток «бах­ча», ку­да скла­ды­ва­ли кур­точ­ку, а так­же вы­ши­тые зо­ло­том ки­се­ты для зо­ло­тых мо­нет, та­ба­ка, а боль­шие пря­мо­уголь­ные ки­се­ты бы­ли пред­на­зна­че­ны для хра­не­ния Ко­ра­на. Все они пред­став­ле­ны на вы­став­ке. Та­к­же де­вуш­ки вы­ши­ва­ли фу­тля­ры для ча­сов, под­вяз­ки для муж­ских нос­ков. Та­ким спо­со­бом они по­ка­зы­ва­ли свою лю­бовь к бу­ду­ще­му му­жу.

На вы­став­ке пред­став­лен и пла­ток, вы­пол­нен­ный дву­сто­рон­ним ши­тьем. Он ис­поль­зо­вал­ся по­сле об­ря­да кра­ше­ния хной рук не­ве­сты, плат­ком на­кры­ва­лась ча­ша с хной.

У не­ве­сты бы­ло обя­за­тель­но крас­ное или бор­до­вое бар­хат­ное или ат­лас­ное пла­тье, укра­шен­ное ман­же­та­ми. Укра­ша­ли на­ряд вы­шив­кой или зо­ло­ты­ми га­лу­на­ми. На го­ло­ву не­ве­ста на­де­ва­ла «фес» – жен­скую ша­поч­ку, укра­шен­ную се­ребром. На но­ги – са­фья­но­вые са­пож­ки, так­же рас­ши­тые се­ребром.

В празд­нич­ные дни все пред­ме­ты, ко­то­рые с дет­ства де­вуш­ка вы­ши­ва­ла, раз­ве­ши­ва­лись по до­му, над ок­на­ми, раз­ме­ща­лись на по­лоч­ках. Крым­ско-та­тар­ский дом был свое­об­раз­ной вы­став­кой жен­ско­го ру­ко­де­лия. Все вы­ши­тые пред­ме­ты пе­ре­да­ва­лись по на­след­ству.

Ле­на­ра Чу­бук­чи­е­ва рас­ска­за­ла, что юве­лир­ное де­ло при­шло в Крым в XII-XIII ве­ке. В ос­нов­ном им за­ни­ма­лись муж­чи­ны. Юве­лир­ные укра­ше­ния, кро­ме эс­те­ти­че­ско­го на­зна­че­ния, вы­пол­ня­ли еще и за­щит­ную функ­цию. По юве­лир­но­му из­де­лию мож­но бы­ло опре­де­лить со­ци­аль­ный ста­тус де­вуш­ки и воз­раст. Из­де­лия из­го­тав­ли­ва­ли из зо­ло­та, се­ребра, ме­ди. Из­люб­лен­ной и са­мой рас­про­стра­нен­ной бы­ла тех­ни­ка «фи­ли­гра­нь». На встав­ке пред­став­ле­ны го­лов­ные, ви­соч­ные, на­лоб­ные и шей­ные укра­ше­ния.

 

Вернуться назад

главная - выставки