Великолепие карельского наряда, часть 1

Елена Кирсанова

Воспоминания детства, как прозрачные камешки на ладони, можно бесконечно долго всматриваться в них. Я помню, как в один из дней наша бабушка оделась в старинный карельский наряд – мне не забыть этой величавой царственной поступи, плавности жестов, блеска праздничных одежд, ажурной короны с жемчужной сеткой-поднизью надо лбом. Да разве я одна удивлялась красоте одеяния карельских женщин?

Все путешественники, бывавшие в наших краях, оставили восторженные описания нарядов северных красавиц. Даже царь Александр 1-й, побывавший 7 августа 1819 года в г. Олонце, отметил великолепие нарядов. "Во время остановки в Видлице, заметив на улице женщину в дорогом штофном костюме, он сказал: "Одеваются хорошо, да не по-русски говорят!"

О том же можно прочесть в книге Круковского "Олонецкий край" (Спб 1904г.): "Жизнь в маленьком уездном городке не показалась мне скучной и бесполезной. Перед самым отъездом мне предложили съездить за 10 верст посмотреть праздничное гулянье. ...Громадное село, расположенное на берегу Олонки, наполнилось народом. ...Пред моими глазами проходили целые полки девушек, здоровых, крепких, ярких – блестящих жемчугом, шелкой и даже парчой. ...Карельские девушки и женщины украшают голову так называемой короной, состоящей из нескольких частей: верхней – подзора (кокошника) и нижней – поднизи. Такие кокошники встречаются далеко не у всех и ценятся очень дорого, иногда по 300 рублей, благодаря той массе жемчуга, которая нанизана на них.

 В особенности красива сетка (поднизь), спускающаяся надо лбом, бросающая тень на лицо и придающая всякому лицу, даже не совсем красивому, миловидный и нарядный вид. Замужние женщины, кроме кокошника, надевают на затылок повойник, также усыпанный жемчугом.

Встречается кокошник и среди русского населения, хотя очень редко, но тут он окончательно потерял свою первоначальную красоту.

Мне с большим трудом удалось приобрести один такой головной убор за очень высокую цену, ...он теперь находится в этнографическом музее Академии наук".

 Жемчужная нежность Карелии

 Наши суровые северные края Природа наградила редким даром – речными ракушками-жемчужницами, в глубине которых таились перламутровые сокровища. Испокон веков в карельских реках добывали жемчуг, зачастую находились экземпляры удивительной красоты. "Герман Дмитриев и Григорий Матвеев жемчуг отыскивают на реке Янеге, впадающей в Свирь в 7 верстах от Лодейного Поля. Иногда попадаются жемчужины значительной величины, за которые петербургские купцы платят по 50 рублей и дороже за каждое зерно. В 1868 и 1871 годах за поднесение жемчужных зерен Государю Императору и Государыне Императрице Дмитриев и Матвеев удостоились получить в награду 200 рублей и двое золотых часов".

 Светлую холодноватую красоту жемчуга соединяли узором прекрасной вышивки с серебром и хрусталем, дымчатым кварцем; жемчужины желтоватого-розового отлива особенно красиво сочетались с золотым шитьем, драгоценными камнями – аметистами, топазами, рубинами. Золотой ниточки мастерицы украшали богатым узорочьем одежду, обувь, головные уборы. Полукруглая линия нарядного кокошника, жемчужная поднизь вокруг лица делали красавицей любую женщину, одаривали её цветущей пышностью, радостью красок, тем волнующим торжеством женственности, что пленяла и покоряла сердца. Великолепие красоты смягчало нравы, отводило зло, звало в царство любви и добра.

 Тысячелетняя мудрость народа облагораживала высокое предназначение женщины, возвеличивала её материнскую будущность, поэтому и старалась каждую из своих дочерей сделать привлекательной, пробудить в ней лучшие качества. Иностранные гости, видевшие хоть раз жительниц северного края во всем великолепии традиционного костюма, единодушно утверждали, что такого уважения к женщине не встречали ни в какой другой стране.

Не менее поэтична и народная сказка. Она сохранила в себе торжество добра, чуткость, доверительные отношения между людьми. В ней – уважительно-светлое отношение к женщине, неприятие насилия, возвеличивание идеи брака по любви и свободному выбору. Эти особенности сказки давно подмечены исследователями. "Взгляд на женщину как на сильную и свободную личность, верного и преданного друга и помощника мужчине, установившийся, вероятно, еще в эпоху матриархата, сказка пронесла через века"(Новиков Н.В.)

Карельский народ отличался и до сих пор отличается своей яркой самобытностью – это подтверждается многими имеющимися материалами. Лучшие образцы народной одежды хранятся в Карельском краеведческом музее.

Праздничный женский наряд состоял из шелкового сарафана, белой с золотым шитьем рубахи (особенно в богатых, зажиточных семьях), поверх которых надевались или парчовая душегрея или распашной шугай (типа жакета). Рубахи, шитые из шелковых тканей, в обиходе назывались "китайкой", т.к шелковая ткань привозилась купцами из Китая. Одежда украшалась вышивкой, металлическим кружевом, позументом, шнуром, бисером, блестками, а также бусинками и часто бубенчиками, служившими, по представлению карельского народа, оберегами от несчастий и злых духов. Сарафаны шились также из бархата, парчи, штофа и одевались с коротеней – короткой (чуть ниже пояса) безрукавкой из дорогих тканей на лямках. В северных областях сохранился самый древний покрой женского сарафана, для которого характерно отсутствие швов по плечам и наличие дополнительных боковых клиньев. Переднюю часть сарафана украшали дорогим шитьем, а также пуговицами – медными, оловянными, серебрянными.

"Душегреи Русского народного Севера выделяются как подлинное произведение народного творчества, они сшиты из прямоугольного куска ткани (парчи или бархата) и таким образом кажутся сильно расклешеными: в верхней части ткань собрана в густые мелкие складки, в нижней – оставлена свободной и очень пышной. ...Отделывались позументом, жемчугом, вышивкой и шились из самых ярких, нарядных, часто золотых тканей... на дорогой шелковой подкладке или на меху"(Р.Кирсанова. Костюм в народной культуре).

Распашные шугаи имели длинные рукава, для утепления простегивались слоем ваты, воротники и манжеты украшались мехом. Костюм дополнялся жемчужным или бисерным ожерельем, шейной сеткой из жемчуга, серебряными цепочками, коралловыми, янтарными, сердоликовыми или стеклянными "с глазками" бусами. Любили корелянки и серьги – голубые с эмалью, ажурные с шумящими подвесками, жемчужные "бабочки". Запястья рук украшались серебряными или золотыми браслетами, а пальцы – дорогими кольцами.

Зимой носили шубы на меху с широким соболиным или песцовым воротником, на ноги одевали теплые меховые сапожки – прообраз современных, завоевавших весь мир кожаных женских сапогов.

Мужчины-карелы никогда не использовали в одежде кушаков. Они предпочитали и предпочитают подпоясываться надежным и прочным кожаным ремнем с медной или серебряной пряжкой. К ремню подвешивался нож с медной или серебряной узорчатой рукояткой. Ножны украшались металлическими накладками. О том же говорит руны "Калевалы" (руна 5 в переводе А.Мишина): "Нож за поясом у Вяйно был с серебряною ручкой..." Ворот рубахи застегивался медной или серебряной пряжкой. Обувь кожаная, нередко расшитая узором. Лаптей карелы не носили, надевали их в исключительных случаях при исполнении самой грязной работы. Женская обувь – кожаные туфли или тапочки с тремя петельками, сквозь которые протягивались кожаные ремешки (шнурки). Русское население, живущее в северных областях, также придерживалось установившихся традиций. "Ни Новгород, на Ладога не знали лаптей. Тут все ходили в кожаной обуви".

(Знание-сила №5 1998г.)

 
 

 

РОССИЯ

Великолепие карельского наряда

Часть 2



МЫ РЕКОМЕНДУЕМ

 
   
(C) 1998-2017 Информационная Группа ЮР