Великолепие карельского наряда, часть 2

Описание женского наряда в эпосе "Калевала"

Поэтичные руны древнего карело-финского эпоса "Калевала" немало строк посвятили богатству карельского женского наряда:

"...А сама хозяйка леса, подающая отраду, в золотом была браслете, в золотых на пальцах кольцах, головной убор из злата, в волосах златые ленты, а в ушах златые серьги и на шее крупный жемчуг..."

Согласно народному мировоззрению, чтобы девушка была привлекательной, ей надлежало заботиться о своем внешнем виде:"...ты одень из шелка ленты и из золота налобник, ты надень блестящий жемчуг, золотой на шею крестик, полотняную сорочку, шерстяное вынь ты платье из тончайшей мягкой шерсти, пояс шелковый наденешь, там возьмешь чулки из шелку, башмаки из тонкой кожи, заплети получше косы, лентой шелковой свяжи их, не забудь на пальцы кольца, золотые вынь запястья. ...Одевается богато, выбирает, что получше, и подвески золотые и серебряный кокошник, синий выбрала налобник, ленту красную на косу. ...Вот бежит слеза, другая слезы горькие стремятся от чулка с прошивкой красной на башмак золотом шитый".

Современная энциклопедия "Народы России" так характеризует "основные принципы имущественного права членов семьи карел: равные права во владении, единовластие главы семьи, ограничиваемое только всеми взрослыми членами семьи вместе, равное право в наследовании между холостыми и семейными братьями. Характерно совместное владение имуществом, коллективное участие в хозяйственно-бытовых делах. ...Основной формой духовной культуры карел являлось устное поэтическое творчество. Эпос "Калевала" считается одним из самых архаичных в мировом фольклоре. Он формировался в 1 тыс.н.э."

Большая часть рун, как это доказано учеными, создана в первой половине 1-го тысячелетия н.э., т.е в то время, когда происходило формирование карельского народа, как единой национальной общности (Евсеев В.Я., Жербин А.С.,Шаскольский И.П.). Антропологические данные говорят о том, что "карелы занимают особое место в восточноевропейском ареале народов и отличаются от эстонских, финских, саамских, русских. Прямые аналогии имеются в могильнике каменного века Звейниеки (Латвия). Видимо, протокарелы, оттесненные на территорию Карелии и находившиеся в изоляции, сохранили в своем антропологическом типе наиболее древние черты" (Кочкуркина С.И. Народы Карелии).

Одежда карел по данным археологии

Книга карельского ученого-археолога С.И.Кочкуркиной "Народы Карелии" богата фактическим материалом. В ней приведены интереснейшие данные, полученные в результате многолетних исследований памятников прошлого, расположенных на территории Карелии.

Вот что рассказывается в ней об одежде древних карел:
"Многочисленные ювелирные изделия отражают этнографические особенности женского древнекарельского костюма. Серебряные и медные застежки для прикрепления к волосам головного платка (сюкерё) свойственны только кореле, проживающей на Карельском перешейке. Уникальны и круглые выпуклые броши для застегивания ворота рубахи. Местом их производства могла быть Швеция, скорее всего о-в Готланд, поскольку именно здесь найдены предшественники карельских застежек. ...Крупные подковообразные с растительным узором фибулы (броши-застежки) давно получили в научной литературе название карельских.

Серебряные и медные цепедержатели являются яркой особенностью древнекарельской материальной культуры. Спиталевидные цепедержатели простой формы близки к аналогичным изделиям 11в., обнаруженным в Финляндии, а те, в свою очередь, восходят к более ранним образцам второй половины 2-го тысячелетия. Образцы усложненной формы и более крупные следует считать, видимо, типично местным изобретением. За пределами летописной корелы единичные экземпляры встречаются на островах Готланд и Саареаа, на Ижорском плато, у гор. Костромы, в гор. Орешке, в Новгороде.

В нагрудных украшениях между овально-выпуклыми фибулами и цепедержателями располагались пронизки, своей формой напоминающие букву Ф. Через них пропускался шнур, один конец которого привязывался к верхнему украшению, другой – к нижнему. К ушкам Ф-образных пронизок подвешивались украшения треугольной, ромбической, сердцевидной формы, в виде бубенчиков, лапок водоплавающей птицы. Характерны также для перми вычегодской.

На территории корелы получили распространение ножи с орнаментированными рукоятками, хранящимися в кожаных ножнах, которые украшались медно-бронзовыми пластинками. Независимо от того, где они производились и куда попадали в результате торгово-культурных контактов (находки в Швеции, на Ижорском плато, в г. Орешек, в Новгороде и др.), они являются предметами древнекарельской культуры.

Археологические материалы и некоторые берестяные грамоты (№130) с записями поборов с населения в виде домотканых шерстяных тканей свидетельствуют о высокой культуре ткачества у карел. ...Знакомо древним карелам плетение и тканье шерстяных и льняных лент, тесьмы, бахромы, шнурков, употреблявшихся для отделки женской одежды и шейных украшений. Узорчатая и гладкая тесьма получались при тканье на четырехугольных дощечках с отверстиями в углах. ...Найденные фрагменты льняной тесьмы имели узоры в виде елочки, ленточного переплетения (как у некоторых фибул и орнаментированных рукояток ножей). Привозными были парчовые ленты".

По материалам археологических исследований (могильник Кекомяки-1) составлено описание женской одежды 12-13 веков: "Белое безрукавное одеяние, окаймленное красно-коричневой узорчатой тесьмой, скреплялось на предплечьях овально-выпуклыми фибулами со "звериным" орнаментом, от который спускались последовательно Ф-образные пронизки с привесками, спиралевидные держатели цепей и железные цепи, заканчивающиеся с правой стороны копоушкой, с левой – ножом с орнаментированной рукоятью в ножнах. Тонкая льняная рубаха, отделанная тесьмой с серебряными нитями, застегивалась у ворота орнаментированной серебряной пластинчатой фибулой. Темно-серый передник, украшенный широкой полосой из медно-бронзовых спиралек, составляющих сложные композиции, представляет собой лучший образец северо-западного Приладожья и Финляндии. Головной платок синего цвета прикреплялся к волосам серебряной застежкой сюкерё и подковообразной фибулой карельского типа. Пальцы рук украшали перстни.

Мужчины носили шерстяные или льняные рубахи, скреплявшиеся у вороты маленькой застежкой. Кафтан шился из вяленой шерсти и на груди скреплялся фибулой. К кожаному с железными и бронзовыми пряжками привешивались нож в чехле, кресало, брусок. Некоторые носили берестяные ленты, обернутые тонкой тканью с нашитыми позолоченными серебряными пластинками и крестообразной подвеской в центре".

Образец древнекарельского наряда представлен в Музее археологии Карельского научного Центра Российской Академии наук.

Богатство женского наряда – богатство духовного мира

Все без исключения путешественники, побывавшие в Карелии, восторгались красотой и добротностью жилищ. "Первое, что поражает (в карельских селах) – необыкновенная чистота полов, стен, утвари... Здесь изба чистенькая, уютная, широко задуманная, ловко изложенная, удобна для ночлега, светлая, теплая, без запаха прогорклого дыма..., изба, могущая легко поспорить с любым постоялым двором любого уездного города. ...Коренные жители (карелы) сложения крепкого, большей частью белокурые. Выражение лица довольно приятное, особенно у женщин. Отличительные черты: сметливость, твердость в своем слове, гостеприимство и честность, так что случаи воровства в крестьянском быту довольно редки.

Простой народ любит разного рода увеселения, пиршества, любит собираться в хороводы. Карелы ходят из деревни в деревню на праздники, учрежденные исстари, на них приезжают гости из отдаленных мест. Отличаются искусством в постройке судов, приготовлении лодок, сшиваемых, вместо гвоздей, древесными корнями; они замечательны необыкновенной прочностью.

Карелы ...прекрасно сложены, кости правильно и хорошо развиты..., рот представляет красивый и прямой прорез, зубы чуть ли не всегда превосходны. Карел сказывается весьма красивым ртом, да таким, что за редкость и у (писаного красавца). ...Голова также ладно выкроена, брови славно снабжены волосом и расположены над глазами дугою. ...Седина появляется весьма поздно на шестом десятке. Карел всюду устраивается лучше и хозяйственнее, и не в пример (другим) живет получше и побогаче. ...Есть у карел какая-то врожденная жилка обустроится получше и жить не в свином котухе, а будто бы в хоромах" (Описание Российской империи Спб. 1843г.).

Заботясь о благополучии семьи, удобстве жилища, красоте женского наряда, в карельском народе никогда не было преклонения перед богатством, жажды наживы. В рунах "Калевалы" поется: "Лоухи, страны хозяйка, говорит слова такие: "не забочусь я о злате, в серебре я не нуждаюсь, золото – цветочки детям, серебро – коням оправа".

Богатства карельского народа нарабатывались веками, в них вкладывался труд многих поколений, оттого столь уважительно отношение к главным народным ценностям. "Запретил тут Вейномейнен... поколениям грядущим, возрастающему роду перед золотом склоняться, серебру уступку делать".

Прочная основа мировоззрения жителей карельского края – это те нравственные устои, сформированные много веков назад народным эпосом и именно к высшим духовным ценностям относятся строки "Калевалы": "Неразменно это злато, серебро неистощимо".

Богатство женского наряда – это одно из следствий духовного богатства карельского народа.

Выражаю благодарность сотрудникам Министерства культуры Республики Карелия и Государственного краеведческого музея за помощь, оказанную при подготовке статьи.

 

Часть 1

Великолепие карельского наряда

РОССИЯ

 



МЫ РЕКОМЕНДУЕМ

 
   
(C) 1998-2017 Информационная Группа ЮР