Ювелирные изделия Красного села и других районов

Производство всевозможных ювелирных поделок и украшений из золота и серебра – одно из древнейших художественных ремесел. Оно отличается разнообразием технических приемов. В искусстве ювелиров издавна применялись литье, чеканка и гравировка, филигрань., наводка черни и эмаль. Нередко несколько технических приемов совмещаются при выполнении того или иного ювелирного изделия. Чеканкой и гравировкой очень часто дополняют литье; филигрань сочетается с чеканкой, эмаль с филигранью и т.д.

Народные ювелирные промыслы, выпускающие недорогие вещи из меди, белого металла и серебра с позолотой, цветными камнями и т.д. – кольца, серьги, броши, кулоны, браслеты, – а также разнообразные кресты и образки, издавна существовали в городах и селах нашей страны. Основным потребителем этих изделий было крестьянство и малозажиточная часть городского населения: торговцы, мещане, ремесленники.

В XIX веке производство недорогих ювелирных вещей получило особенно сильное развитие в селах и деревнях Костромской губернии – Красном, Сидоровском и других, – расположенных по Волге в 30-40 километрах от Костромы, Село Красное – центр ювелирного промысла, охватывающего четыре волости, пятьдесят одно селение и около 1706 работников, к концу XIX века, подобно Гжели, представляло собой, по определению В.И.Ленина, типичный центр "народной" капиталистической мануфактуры. В конце XIX века красносельский ювелирный промысел производил продукции более чем на миллион рублей.

Недорогие ювелирные изделия расходились по всей стране, они сбывались в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, в Сибири, часть изделий шла в Среднюю Азию, Афганистан, Иран и Индию.

В конце XIX – начале XX века в продукцию красносельских ювелиров стали проникать черты модерна. Открытие земством в селе Красном класса технического рисования, преобразованного в 1904 году в художественно-ремесленную мастерскую, не улучшило положения дела. Это мероприятие в значительной мере способствовало развитию модных в то время модернистских тенденций и ложнорусского стиля; промысел находился во власти скупщиков и торговцев, наживающихся от перепродажи изделий кустарей и являвшихся главными проводниками дурного вкуса.

После Великой Октябрьской социалистической революции мастера красносельского ювелирного промысла одни из первых стали создавать кооперативные артели. По числу занятых в промысле мастеров это был самый крупный центр народных художественных промыслов. В 30-х годах здесь работало в нескольких крупных артелях ("Красный кустарь" в селе Красном, Сидоровский промколхоз в селе Сидоровском, "По заветам Ильича" в селе Подольском) более 1200 мастеров. Кадры для промысла готовил Красносельский техникум.

Глубокий упадок, в котором находился красносельский ювелирный промысел перед революцией, изживался постепенно.

В 20-х годах промысел выпускал главным образом революционные значки и пятиконечные звезды (до 20 тысяч штук в год), а также чайные ложки (до 12 тысяч дюжин).

По мере возрастания спроса на ювелирные украшения красносельские. мастера постепенно возрождали свой исконный ассортимент: серебряные с позолотой серьги, перстни, браслеты, кольца, кулоны, заколки, броши и т.д. В большинстве изделий употреблялись искусственные камни (цветное граненое стекло). Резкий блеск позолоты и цветных граненых стекол придает, как правило, грубоватый вид таким изделиям. Лучшими среди них до сих пор продолжают оставаться изделия, в которых отсутствуют цветные искусственные камни, например, традиционные серьги – "калач". Такого вида изделия, очень скромные, простые по форме, лишенные какой-либо вычурности и претенциозности, убедительно свидетельствуют о больших потенциальных возможностях народного творчества.

Такие вещи просты в выполнении и требуют минимальной затраты металла. Вместе с тем они могут служить образцом и убедительного художественного решения. Форма изделий хорошо согласована с их функциональным назначением. Нарастающая книзу объемность серьги придает ей пластическую выразительность, подчеркивая весомость и массивность нижней части и ювелирную тонкость и легкость верхней. Плавно округленная форма серьги напоминает полумесяц, острые рога которого сближены и соединены тонкой проволочкой-подковкой.

По-видимому, не случайно эта древняя народная форма ювелирного украшения продолжает пользоваться успехом и в наши дни. Если учесть, что близкие аналогии ей мы находим среди золотых и серебряных колт XI-XII веков Киевской Руси, то станет очевидным, какое серьезное испытание временем она выдержала.

С середины 30-х годов в красносельском ювелирном промысле стала с особой остротой ощущаться необходимость обновления ассортимента, развернулась творческая работа над новыми видами изделий. В этой работе участвовали и старейшие мастера промысла – Л.Метлин (род. 1873г.), М.Волков (1875- 1953), и, с конца 30-х годов, представители молодого поколения – Н.Грустливый (род. 1914г.), В.Каретин (род. 1921 г.), Г.Дерябин (род. 1914 г.) и другие.

Творческие поиски шли в разных направлениях. Делались попытки выполнять из металла миниатюрные изделия, не имеющие определенного целевого назначения, типа настольных украшений. Создание таких вещей диктовалось главным образом потребностью блеснуть мастерством, виртуозной техникой исполнения. К числу таких изделий принадлежат: миниатюрный стол со стульями, со стоящим на столе самоваром и чайным сервизом работы Л.Метлина или миниатюрная скульптурная группа, состоящая из лошади, запряженной в тарантас, в котором сидит кучер. Лошадь и кучер выкованы из железа и обработаны чеканом (мастер К.Шестернин). Тарантас и упряжка (оглобли, сбруя) исполнены в технике филиграни (мастер А.Серов). Эта скульптура отличается не только тонкостью мастерства, но и большой выразительностью. В ней много общего с народной деревянной и керамической скульптурой. Делались опыты изготовления и эмалевых вещей, в частности, серебряных изделий, украшенных геометрическим орнаментом, а также изделий с растительным орнаментом, выполненным техникой эмали в глубину. Убедительно свидетельствуя о высоком техническом мастерстве красносельских ювелиров, все эти опыты не разрешали, однако, главной задачи – обновления ассортимента массовых изделий.

Более перспективными оказались опыты по возрождению филигранного дела. Со второй половины 30-х годов производство филигранных изделий получило в красносельском ювелирном промысле широкое развитие.

Филигранью, или сканью, называется жгутик, скрученный из двух или нескольких медных (иногда серебряных или золотых) проволочек. Такие металлические жгутики легко гнутся и принимают форму спиралек, колечек, лепестков, розеток, а также всевозможных криволинейных и прямолинейных геометрических фигур. Орнамент плоских филигранных изделий обычно предварительно прорисовывается на бумаге. Такой рисунок помогает набрать проволочные детали и составить из них требуемый узор путем наклейки их на бумагу. Набранный рисунок посыпают измельченным припоем (сплав серебра или золота с цветным металлом) и спаивают. Иногда филигрань напаивается на металлический остов предмета. Для получения объемных предметов пользуются железными формами.

Техника филиграни позволяет выполнять разнообразные по форме изделия и композиции.

Из медной позолоченной или посеребренной витой проволоки путем набора и спайки отдельных, заранее приготовленных узорчатых деталей можно делать и плоские и округлые изделия. Филигранная поверхность может быть ровной и рельефной, она нередко дополнительно украшается специально выполняемыми накладками, небольшими литыми шариками – зернью, сочетается с гладкими, награвированными или обработанными чеканом поверхностями металла. Техника филиграни дает возможность выполнять композиции, состоящие из растительных и геометрических узоров, она позволяет вводить в эти узоры и изобразительные мотивы. Для того чтобы подчеркнуть тот или иной мотив или ту или иную деталь узора, в филигрань нередко вводится более толстая и гладкая проволока. Очень часто основной контур узора выполняется из толстой, а все детали из более тонкой проволоки.

Во второй половине 30-х годов в с. Красном вырабатывался довольно широкий ассортимент филигранных изделий: подстаканники, портсигары, пряжки, брошки и т.д.

Филигранный (сканный) орнамент строится по-разному.

Иногда он составляется из крутых спиральных завитков, выполняемых из толстой проволоки. Этот основной стержень несет на себе множество тонких побегов-усиков, закручивающихся на конце в мелкие спиральки и заполняющих все внутреннее пространство между крупными завитками.

Иногда сканный орнамент состоит из розет, окруженных крупными лепестками, которые располагаются либо довольно свободно, заполняя плоскость предмета, либо вписываются в определенные геометрические фигуры-ромбы, восьмиугольники, треугольники и т.д. В этих случаях из толстой проволоки выполняются обычно контуры розет, геометрических фигур и крупных лепестков, а все свободное между ними пространство заполняется тонкими волнистыми линиями, колечками, спиральками, ромбиками и другими мелкими орнаментальными формами.

Некоторые изделия, например подстаканники, украшаются филигранным орнаментом, состоящим из розет и восьмиконечных звезд, вписанных в строгие геометрические формы. Сочетание геометрических форм с тончайшим кружевным филигранным орнаментом накладывает отпечаток своеобразия на такие изделия.

Делались попытки выполнения в технике филиграни изделий и с сюжетными изображениями. Таков, например, нож-закладка, ручка которого украшена изображением плывущих в волнах рыбок.

О совершенстве исполнительского мастерства, которого достигли мастера Красного села, работавшие в технике филиграни, дает представление государственный герб СССР, выполненный во второй половине 30-х годов коллективом красносельских мастеров под руководством Н.Грустливого и Г.Дерябина. В этой большой работе (размер 31х31,5 см) техникой филиграни выполнена значительная часть изображения земного шара, серпа, молота, солнца, ленты, перевивающей колосья, и самих колосьев.

Ювелирные украшения и бытовые предметы, выполненные мастерами села Красного в технике филиграни, экспонировались на всемирных выставках в Париже (1937) и в Нью-Йорке (1939). Артели "Красный кустарь" (с. Красное) за филигранные изделия была присуждена на Всемирной Парижской выставке 1937 года золотая медаль.

В послевоенные годы филигранное дело продолжало развиваться. В отличие от довоенных лет посеребренная и позолоченная филигрань стала применяться не только в массовых бытовых вещах, но и в дорогих уникальных произведениях – в юбилейных кубках, декоративных вазах, ларцах и т. д., причем нередко она сочеталась с зернью, с гладким полированным металлом, делалась не только плоской, но и выпуклой или рельефной.

К числу наиболее значительных филигранных произведений, выполненных во второй половине 40-х годов, принадлежит ларец работы В.Каретина (рис. 162). Ларец прост по форме. Его прямоугольный остов покоится на невысоком постаменте. Приземистые, крепкие ножки, слегка выходящие за габариты постамента, придают ларцу устойчивость, а слегка сужающаяся кверху четырехскатная крышка делает его стройным. Филигрань покрывает верхнюю (плоскую) часть крышки ларца, ее скаты и боковые стенки остова, причем характерно то, что она расположена не сплошным кружевным узором, как это делалось в большинстве вещей довоенного времени, а делится узкими полосками гладко отполированного металла на правильные геометрические фигуры:- прямоугольники, различной формы треугольники и т.д. Слегка выступающие полоски гладкого металла членят поверхности ларца, как бы образуя его конструктивный остов. Вместе с тем они обрамляют определенные участки филигранного узора, подчеркивая своими четкими, гладко отполированными поверхностями его легкость и ажурность. Филигранный узор также стал разнообразнее; в его кружевные прозрачные завитки то там то здесь вкраплена зернь. На крышке ларца расположены три крупные выпуклые розетки, центры которых сплошь заполнены крупными шариками зерни. Это был первый, достаточно интересный и удачный опыт создания филигранного рельефа.

В позолоченном кубке – "Социалистическое строительство", выполненном в 1951 году мастерами А.Васиной (род. 1920 г.) и А.Шибановым (род. 1899 г.) по проекту художников А.Удалова и А. Щепелкина, филигрань не менее органично сочетается с полированным металлом, который в одних случаях резко контрастирует с кружевным филигранным узором, в других – создает красивую светотеневую игру чеканными и давлеными рельефами, в третьих – радует глаз изящными и тонкими профилировками. Этот кубок неплох, хотя и несколько тяжеловат по своим пропорциям, его цилиндрическое, слегка расширяющееся кверху тулово покоится на достаточно массивной, устойчивой и выразительной по силуэту ножке.

Заоваленная крышка завершается небольшим отполированным шариком, поддерживающим изображение ордена Победы. Верхняя и нижняя части тулова опоясаны неширокими полированными металлическими поясками. Между ними на определенном расстоянии проходят вертикальные профилированные полоски металла. Соединяясь с горизонтальными поясками, они делят слегка усеченное книзу цилиндрическое тулово кубка на четыре равные части. В каждую из этих частей вписан круглый медальон с чеканными рельефными изображениями (панорама новостройки, механизированная уборка урожая, лаборатория ученого, парный профильный портрет В.И.Ленина и И.В.Сталина). Филигрань в этом кубке лишь дополняет металлический остов кубка, подчеркивая своим легким матовым кружевным узором блеск и массивность отполированного металла.

Вслед за этим в селе Красном было выполнено еще несколько уникальных произведений. Художники и мастера промысла успешно продолжали поиски новых форм изделий, в которых металлический остов отделывался филигранью. В одних из них филигрань сплошным кружевным узором покрывает тулово изделий. Таковы, например, две вазы работы А.Голикова (род. 1919 г.) и А.Васиной, выполненные в 1952 году. Широкие полосы полированного металла образуют здесь несколько поясов разной ширины (по верхнему борту и нижней части ножки). Все пространство между этими поясами сплошь покрывает филигрань, которая играет главную декоративную роль.

В других изделиях филигрань использовалась по тому же принципу, как и в кубке "Социалистическое строительство": она лишь дополняла металлический остов, который сам по себе был достаточно выразителен. Таков, например, юбилейный кубок, выполненный в 1954 году по проекту А.Удалова и А.Щепелкина мастерами А.Васиной (скань), М.Суригиным (штампованные детали) и А. Шибановым (монтировка) и подаренный Украинской ССР в честь 300-летия воссоединения с Россией.

Кроме красносельского района, производство недорогих ювелирных украшений – брошей, колец с цветным стеклом, кулонов – существует в городе Приволжске Ивановской области (артель "Красная Пресня"). Здесь же изготовляется и цветное стекло (искусственный камень).

Красносельский ювелирный промысел способствовал возникновению в советские годы филигранного производства в селе Казакове, Горьковской области и в поселке Мстера, Владимирской области. В казаковской артели "Металлист", входящей в известный промысловый Павловский куст и выпускающей столовые приборы и хозяйственные инструменты, филигранный цех был организован в 1939 году. Технику филиграни казаковские мастера восприняли от красносельских ювелиров. В развитии искусства филиграни заметных успехов казаковская артель достигла в послевоенные годы.

В первых филигранных изделиях этой артели, в частности в работах О.Таракановой, чувствовалось подражание кружевным узорам. В дальнейшем был выработан свой тип филигранного орнамента. Особенно успешно стала развертываться творческая работа в этой артели в 50-х годах. В артель пришли молодые художницы Л.Савельева и В.Касаткина; была начата работа не только над филигранным узором, но и над формой изделий, что сильно способствовало улучшению художественного качества продукции. Филигранные вазы и сухарницы, имеющие форму корзиночки, блюда, чаши и т.д., разработанные по рисункам этих художниц, – бесспорное достижение артели. Фигурные, слегка заоваленные края у вазы-корзиночки, легкая вогнутость ее ажурных стенок делают ее легкой и изящной (рис. 163).

Филигранный узор в казаковской артели также приобрел характерный облик. В его основу была положена розетка с длинными вытянутыми лепестками и круто завивающиеся спирали. Эти крупные формы четко выделяются на фоне мельчайших филигранных завитков, сплошным узором заполняющих поверхность филигранных изделий.

В мстерской артели производство филигранных изделий возникло лишь в 1947 году. Первое время продукция этой артели была не вполне удачна: филигрань выполнялась из толстой проволоки, не велось работы над формами изделий, вещи выглядели грубоватыми. Но постепенно и в этой артели филигранные работы сделались одним из наиболее интересных видов продукции. Большое значение имело то, что в артели было уделено внимание не только улучшению качества филиграни, но и работе над формой изделий, а также над различными способами применения филигранной техники. Над филигранными изделиями мстерской артели много и серьезно поработала художница В.Дмитриева (род. 1919 г.). В результате артель стала выпускать вещи, в которых филигрань сочетается в большинстве случаев с полированным металлом. В одних изделиях из гладкого металла сделана лишь ножка (туалетная вазочка в виде чаши), в других – гладкий металл играет более активную роль, из него выполнена и ножка и ручки, он включен в виде гладких полосок, лучами расходящихся от центра, в самый корпус вазочки (плоская вазочка-конфетница), наконец, в некоторых вещах филигрань сочетается с штампованными позолоченными накладками (подстаканник). Не во всех случаях задача решена с одинаковым успехом, но самый факт творческих поисков новых конструктивных решений применения филиграни имеет большое положительное значение.

Производство разнообразных ювелирных изделий развито в Москве и Ленинграде. Артель "Московский ювелир" в Москве, фабрика "Ленэмальер" и Эмальерно-филигранная фабрика Ювелирторга в Ленинграде – крупные предприятия, выпускающие основную массу продукции.

В артели "Московский ювелир" работает много опытных мастеров, прекрасно владеющих техникой гравировки, филиграни, зерни. По образцам мастеров М.Фирсова (род. 1889г.), А.Ефимова (род. 1922 г.), Б.Сергеева (род. 1930 г.), а также по рисункам-эскизам художников О.Дворяткиной, Т.Новиковой и других артель вырабатывает перстни, броши, серьги, кулоны, браслеты и прочие ювелирные изделия с цветными драгоценными камнями и филигранными украшениями. Удачны оказались опыты артели по сочетанию филигранных работ с резной костью (художники В.Сасин и О.Дворяткина).

Ленинградские предприятия (фабрика "Ленэмальер", Эмальерно-филигранная фабрика Ювелирторга) вырабатывают разнообразные ювелирные изделия – портсигары, пудреницы, запонки, подстаканники, стопки и т.д. – из биметалла с эмалевой росписью и филигранью, применяется томпак, штампованная эмаль. На этих предприятиях работают опытные художники: А.Радьков (род. 1887 г., фабрика "Ленэмальер"), Н.Фогт (род. 1887 г., Эмальерно-филигранная фабрика Ювелирторга). Но отсутствие традиций и стремление удовлетворить запросы той части потребителей, которую привлекают не столько художественные достоинства изделий, сколько их яркость и блеск, накладывают определенный отпечаток на продукцию этих предприятий. Имеет, конечно, определенное значение новизна используемых материалов и технических приемов. Здесь предстоит проделать еще очень большую творческую работу, чтобы наметить пути дальнейшего развития и поднять художественное качество продукции. Огромный опыт прошлого, глубокие традиции ювелирного искусства, которыми обладает русский народ, должны явиться той отправной базой, опираясь на которую, можно решить эти задачи

http://www.remesla.ru



МЫ РЕКОМЕНДУЕМ

 
   
(C) 1998-2016 Информационная Группа ЮР