Шедевры XIX - начала XX ВВ

Золотое и серебряное дело — один из выдающихся видов искусства, уходящих корнями в глубокую древность. Красота и благородство драгоценных металлов, способность в руках искусных мастеров преображаться в различные по форме изделия, украшенные изображениями, орнаментами, драгоценными камнями, цветными эмалями и другими материалами, сделали ювелирные произведения вершиной художественного ремесла.

История русского ювелирного искусства насчитывает более 1000 лет; оно пережило периоды расцвета и забвения, ученичества и высокого профессионализма. Золотых и серебряных дел мастера владели всеми техническими приемами обработки драгоценных металлов, могли отливать рельефные изображения и скульптуру, вытягивать тончайшую проволоку — скань, из которой делали изысканные ажурные изделия или накладывали сложнейшие узоры, создавали тончайшие гравюры, оттеняя рисунок чернью, украшали драгоценными камнями и цветными эмалями.
Произведения мастеров-ювелиров отличались большим разнообразием. Это были церковные изделия — литургические наборы, оклады икон, складни, кресты, панагии, и светские — украшения, посуда, предметы туалета и быта.

До середины ХIХ в. русская аристократия и знать предпочитали заказывать и покупать драгоценные украшения в Европе — Франции, Германии, Англии. Отдельные мастера ювелиры не могли обеспечить пышный русский Двор, о котором великий ювелир ХVIII в. И. Позье писал: "бриллиантов придворные дамы надевают изумительное множество. Они даже в частной жизни никогда не выезжают, не увешанные драгоценными уборами".
Первые ювелирные мастерские и фирмы появились в Петербурге и Москве в конце ХVIII — начале ХIХ вв., к середине ХIХ в. их количество значительно возросло, возникла ювелирная промышленность, которая стала бурно развиваться.

На 1-й Всемирной выставке промышленно-художественных товаров в Лондоне в 1851 г. Россия поразила Европу. Эксперты с удивлением и восхищением отметили самобытность, высокое качество и "благородное изящество вкуса" русских изделий. Внимание публики, "которая толпами сбегалась смотреть на малахиты, яшмы, мозаики, серебро и бриллианты", дало основание написать: "мы не рабские подражатели французского стиля; наступила, наконец, для наших искусств новая эпоха русского стиля".

Выставки 1851 —1900 гг., проходившие в Париже, Лондоне, Филадельфии, Чикаго, Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде реально показали, что в России есть мастера-ювелиры высокого класса. В представленных изделиях поражал выбор прекрасных моделей, их изящная простота, чистота вкуса, блестящее исполнение. Особо отмечали тонкость русской закрепки драгоценных камней, которая, по мнению главного ювелира фирмы Карла Фаберже А. Хольстрема, ценилась выше парижской. Развитие золотого и серебряного дела шло такими быстрыми темпами, что в книге "Всемирные выставки и русские экспоненты" (1886 г., с. 49) было отмечено: "Есть отрасли производства, усовершенствованные на русской почве и носящие отпечаток страны их создавшей, имитировать которые иностранцам положительно невозможно. К их числу относятся русские изящные серебряные изделия". Об украшениях на выставке 1882 г. писали, что русские уже могут не пользоваться рисунками и моделями иностранных художников, "но последние могли бы их позаимствовать".

Украшения 2-й половины ХIХ — начала ХХ вв. показали стилистическую сложность данного периода, быструю смену вкусов и мод. Они выразили стремление искусства к новым, необычным формам и орнаментации, поразили способностью в традиционные виды подвесок, колье, браслетов включить изобразительные мотивы, растение, птицу, насекомое и т. д. Их эстетике придавали большое значение, они олицетворяли положение в обществе, богатство, художественный вкус, поэтому на портретах художники так тщательно выписывали украшения, поэтому они так часто упоминаются в мемуарах.

Для этого времени характерно особое внимание к украшениям с различными драгоценными камнями, но бриллианты сохраняли значение первого по ценности камня. По воспоминаниям Ф. Бирбаума, "в 1860-х гг. бриллианты и цветные камни были дополнением к золоту, позднее появились работы исключительно из бриллиантов, закрепленных в серебре, закрепки были отлоги и как бы увеличивали размеры камней. Но серебро быстро темнело и тогда перешли к более незаметной оправе, оставляя минимальную толщину металла. Любимыми мотивами были ветки цветков, колосья, искусно завязанные банты; лепка лепестков и листьев получалась посредством ковки и закрепки бриллиантов. То была лучшая пора бриллиантовых работ".

Ювелиры редко ограничивались созданием одного украшения, чаще это были целые гарнитуры ювелирных изделий. Многие украшения имели особую конструкцию, которая позволяла легко трансформировать брошь в кулон или подвеску, сделать ее частью браслета, кольца и т. д. Цвет камней должен был соответствовать цвету платья: жемчуг и бриллианты или рубины и бриллианты при розовых, жемчуг и бриллианты или сапфиры и бриллианты при голубых материях.

В воспоминаниях командира императорской (Николая II) яхты "Штандарт" написано: "…В 8 часов был обед, все переодевались. Государыня выходила в массе драгоценных камней, и этот ассортимент менялся каждый день; если у Государыни были одеты бриллианты, то они были на голове, в диадеме, на руках в браслетах, в разных брошках. Если это были изумруды, то все было из них, также с сапфирами и рубинами".
Газета "Биржевые новости" (2 сент. 1913 г.) сообщала: "Ни в одной столице Запада не приходится видеть на светских женщинах таких парюр из драгоценных камней и жемчуга, как те, которыми обладают дамы петербургского высшего света".

Странная очаровательная прелесть мира насекомых привлекла ювелиров. Получили распространение брошки, кулоны, серьги в виде бабочек, стрекоз, жуков. В журнале "Отечественные записки" (ноябрь, 1857 г.) о выставке в Берне было написано: "Чтобы высказать до какой степени мастера успели достичь необычайного разнообразия в отделке браслетов, брошек, колец, серег и т.п. пришлось бы прочитать полный курс ботаники, орнитологии, естественной истории вообще. В прелестных вещицах растения, насекомые то развертываются, то сплетаются в удивительных образах".

 

 

РОССИЯ

шедевры xix – начала xx вв

Часть 2



МЫ РЕКОМЕНДУЕМ

 
   
(C) 1998-2017 Информационная Группа ЮР