Черневое серебро Великого Устюга

Искусство украшения серебряных и золотых изделий способом наводки черни было известно еще мастерам Киевской Руси. Работу русских мастеров знали и высоко ценили в Западной Европе и в XVI-XVII веках. В XVIII – первой половине XIX века, когда искусство чернения серебра в Западной Европе было уже забыто, оно продолжало успешно развиваться в России. Мастера черневого дела работали в Петербурге, Москве, Вологде, Костроме, Тобольске, Великом Устюге, причем В. Устюг, подобно Холмогорам, сделавшимся в это время центром косторезного дела, превратился в основной центр по производству художественных серебряных изделий. Здесь выполнялись пользовавшиеся в то время широким спросом табакерки, шкатулки, туалетные коробочки, подносы и т.д. Любовь, которой пользовались черневые изделия из серебра, объясняется тем, что эта техника обладает большими возможностями, она облагораживает изделия, позволяет выполнять самые разнообразные рисунки, начиная от простого растительного орнамента и кончая архитектурными мотивами и портретными изображениями.

Чернение по серебру – это своеобразная гравюра на металле. Награвированная поверхность покрывается ровным слоем тщательно измельченной в порошок черни, которая приготовляется из сплава серебра, свинца, меди и серы. При прокаливании на небольшом огне в горне порошок черни плавится и заполняет все углубления – линейные контурные линии, штрихи и т. д., – сделанные резцом. Полировка выявляет прочно соединившийся с металлом темный, глубокий по цвету рисунок на светлой отполированной поверхности серебра. В зависимости от соотношения основных компонентов черни, цвет рисунка изменяется: он может быть более темным, приближающимся к глубокому черному цвету, и менее темным – с коричневым оттенком.

В чернении по серебру, как и в большинстве других народных промыслов (резьба по кости, резьба по камню и дереву, керамика и т.д.), отразилась последовательная смена вкусов и стилей, происходившая в русской архитектуре, основных отраслях художественной промышленности и различных видах искусства. Велико-устюжские мастера наряду с выполнением самостоятельных композиций широко использовали книжные иллюстрации своего времени, литографии и лубочные картинки с изображением всевозможных аллегорических фигур, видов Петербурга, Вологды, Архангельска, В. Устюга, карт и схем северных губерний, изображения батальных сцен ("Чесменский бой", "Взятие Очакова"), изображения выдающихся государственных деятелей и ученых (Петр I, Ломоносов).

Черневое дело не избежало общей участи, которая постигла другие народные промыслы во второй половине XIX века. С 1852 года в В.Устюге остался всего лишь один мастер М.Кошкин (1816-1896), владевший искусством черневого дела. Секрет изготовления черни и традиционные навыки мастерства Кошкин передал своему внуку и единственному ученику М.Чиркову, который после смерти Кошкина в свою очередь остался единственным хранителем традиции.

После революции Чирков долгое время выполнял отдельные частные заказы. Лишь в 1929 году Всекопромсоветом было принято решение об организации в В.Устюге "Экспериментальной мастерской". В первые годы в мастерской под руководством Чиркова работало всего несколько человек. Затем начался набор учеников. В 1933 году мастерская была реорганизована в промысловую артель "Северная чернь" и ее состав пополнился молодыми мастерами. Имея сырье и обеспеченный сбыт своих изделий, артель "Северная чернь" быстро экономически окрепла.

М.Чирков и начавший работать в артели с 1935 года художник Е.Шильниковский оказали большое влияние на творческое формирование коллектива мастеров артели "Северная чернь" и на художественный облик выпускаемой ею продукции. Образцы для артели выполняли в 30-х годах М. Раков, К.Будкин, А.Гущин и другие художники, работавшие по заданию Института художественной промышленности.

Из мастеров артели, кроме М.Чиркова, самостоятельные композиции с середины 30-х годов стали выполнять М.Угловская (Чулкова), М.Подсекина (род. 1917 г.), П.Попова (Насоновская) (род. 1917 г.) и другие.

М.Чирков был не только хорошим мастером, но и одаренным художником, глубоко чувствовавшим специфику искусства чернения серебра. Его работы отличаются крепким уверенным рисунком, богатством использованных в них орнаментальных мотивов, умелым сочетанием и одно органическое целое орнамента и разнообразных сюжетных изображений. Своеобразием стиля, в котором работал этот мастер, отличаются все его работы.

Таков, в частности, нож для разрезания бумаги, на одной стороне которого он изобразил одну из достопримечательностей Сольвычегодска – дом, в котором жил во время ссылки И.В.Сталин, а на другой – северных оленей и тундру. Верно угаданные масштабы этих изображений и декоративно-орнаментальный характер их трактовки придали художественно-стилевую цельность произведению. И деревянный рубленый дом с высоким глухим забором, и крыша, выглядывающая из-за сарая, и крона невысокой сосны, и фигуры северных оленей на фоне унылого пейзажа тундры – все эти столь разнообразные по своему характеру изображения мастер сумел включить в общий ритм классических орнаментальных мотивов, слить их с ними. Здесь мы видим то же тяготение к узорности, тот же умело использованный принцип контраста и ту же уверенную манеру, которые так характерны для лучших велико-устюжских вещей конца XVIII-начала XIX века. Матовая гладь серебра красиво отливает на глубоких, покрытых чернью фонах, а штриховые черненые рисунки не менее четко выделяются на светлом фоне отполированного серебра. Переходы от светлого к темному и от темного к светлому выполнены без какой-либо нарочитости. Узорные завитки легко и свободно вплетаются в сюжетные изображения, которые в свою очередь несут в себе так много декоративно-орнаментальных элементов, что органично сливаются с орнаментом.

Умением подчинить все изобразительные средства декоративной задаче Чирков как истинный представитель народного искусства владел в совершенстве. К сожалению, творческая деятельность этого мастера в советские годы была непродолжительной: он умер в 1938 году, а его ученики, не успев достаточно прочно усвоить его приемы и принципы мастерства, утратили впоследствии многие ценные декоративные качества его работы.

С середины 30-х годов главную роль в творческой деятельности артели "Северная чернь" начал играть Е.Шильниковский – уроженец В.Устюга, окончивший в 1917 году графическое отделение Академии художеств. В 1936 году он становится художественным руководителем артели, и основная масса продукции выпускается по его рисункам. Во второй половине 30-х годов была выполнена серия работ, посвященных 100-летию со дня смерти А.С.Пушкина, комплект предметов, оформленных на сюжеты басен Крылова ("Крыловская серия"), разнообразные предметы с видами В.Устюга, а также предметы, декорированные изображениями животных, птиц и орнаментом. В эти годы на черневом серебре В.Устюга стал применяться введенный Шильниковским новый вид растительного орнамента, состоящего из довольно однообразных по форме многолепестковых цветов и листьев. Принцип контраста уступил место принципу спокойного перетекания форм, равномерного заполнения тщательно выполненным черненым рисунком поверхности предмета, и это внесло элементы известной сухости и однообразия в продукцию В.Устюга.

В послевоенные годы на самых разнообразных изделиях В.Устюга – портсигарах, ларцах, кубках, пудреницах и т.д. – особенно часто стали изображаться виды Московского Кремля, Красной площади, архитектурных памятников Москвы. Эти изображения в большинстве случаев обрамляются орнаментом. Но, в отличие от работ М.Чиркова, орнамент и архитектурные мотивы никогда не проникают друг в друга. Архитектурные памятники обычно выполняются в изобразительной манере книжных иллюстраций, имеющих мало общего с декоративно-орнаментальной манерой.

Ценным достижением в искусстве В.Устюга последних лет являются произведения, в которых стал применяться золотой фон для черневых изображений.

Хорошие результаты дали также опыты выполнения изделий, в которых золотой награвированный узор располагается либо на фоне черненого орнамента, либо на гладком черневом фоне. Такова выполненная по рисунку Шильниковского небольшая стопочка "Золотой хмель" (рис. 161), в которой золотой узор исполнен на фоне черневого орнамента, или портсигар с золотым орнаментом на гладком черневом фоне.

Искусство чернения по серебру В.Устюга, преодолев трудности, связанные с возрождением промысла, находится в настоящее время на подъеме. Опыты последних лет свидетельствуют о больших возможностях, которые имеются у коллектива мастеров артели "Северная чернь".

http://www.remesla.ru



МЫ РЕКОМЕНДУЕМ

 
   
(C) 1998-2016 Информационная Группа ЮР