Украина, история ювелирного дела

Гривна, I ст.н.э.
Золото, сердолик. Кование, глиптика.
г.Керчь, Автономная Республика Крым

Накладка на уздечку, IV-V ст.
Золото, сердолик. Тиснение, зернистость, инкрустация.
Автономная Республика Крым

Поясной набор, VI-VII ст.
Золото, серебро, бронза, гранаты, стекло.
Литье, зернистость, инкрустация.
Курган поблизости с. Роздильне,
Автономная Республика Крым

Фибула, VI ст.
Серебро. Литье, позолота.
Находка в составе клада поблизости
с. Мартиновка, Черкаская обл.

Прохоровский этап

Прохоровский этап отмечается развитием локальных особенностей сарматского звериного стиля и характеризуется распространением геометрической стилизации, что вело к преобразованию изображений животных на символы. Новый звериный полихромно-инкрустационный стиль окончательно сформировался в среднесарматском периоде.

Особенностью сарматского звериного стиля есть размещение на фигурах животных инкрустаций из цветных камней, стекла и паст, в результате чего цветом выделялись глаза, уши, мышцы плеч и бедра животных, что придавало образам орнаментального характера. Основными композиционными мотивами, которые украшали предметы лошадиных доспехов (фалары, бляшки, псалии) и другие изделия (диадемы, гривны, браслеты, золотые флаконы и т.п.), были: хищный яр, который свернулся кольцом, животное с вывернутой задней частью фигуры, мотив священного дерева и сцены разрывания животных хищниками.

В ІІІ-ІV ст. н.э. сарматский звериный стиль постепенно трансформируется в полихромный геометрический. Изделия ювелирного ремесла встречаются также и в раннеславянских поселениях Среднего Приднепровья зарубинецкой эпохи (ІІ-І ст. до н.э.). Это, прежде всего, фибулы-застежки и пряжки, орнаментированные прямыми и скосными насечками. В черняховскую эпоху (ІІ-І ст. н.э.) ювелирное дело получило дальнейшее развитие. Черняховские мастера владели техниками кования, литья с потерей восковой модели, использовали грубоватую зернь, составляя простые геометрические узоры. Была им известна и выемчатая эмаль, типичная для многих народов раннего Средневековья.

Ювелирное искусство антов, в частности полян (VI-/ІІ ст. н.э.), связанное с местными традициями, органически дополнялось внешними влияниями. Чрезвычайно интересными образцами ювелирного искусства являются фибулы с серебра и бронзы с стилизированными изображениями животных, гадов, птиц и людей, которые образовывают химерические композиции (VII ст.). Ритуальная роль этих предметов несомненная. На некоторых из них мы видим интересную и сложную модель мира давних славян с небесным, земным и подземным ярусами. Заслуживает внимания сокровище серебряных с легкой позолотой бляшек из села Мартиновки на Черкащине (VI ст). Есть предположение, что ними украшали седло. Изображение танцующих человечков, вероятно, идолов, предохраняли всадника во время путешествия, а фигурки фантастических коней на боковых частях седла символизировали бег коня.

VIII-X ст. – эпоха изысканного геометрического стиля в ювелирном искусстве славян. Это период чрезвычайно тесных связей с Востоком. Тем не менее, например, одна и та же зернь (металлические шарики, которые напаивались на предмет), возможно, заимствованная с Востока, образовывает не мотивы восточного орнамента, а местные геометрические узоры. Кроме зерни, широко применялись чернь, скань, чеканка. Сложный геометрический орнамент не был единым в этот период. Рядом с ним бытовал и растительный. Одним из шедевров того времени есть серебряная оправа рога тура из княжеского кургана Черная Могила возле Чернигова, на котором чеканенное многофигурное изображение раскрывает легенду о похищении Кощеем женщины и о победе над ним светлых сил. Продуманная во всех деталях композиция иллюстрирует давний миф о вечной борьбе в природе двух начал – жизнь и смерти.

 

 Скифский период

Скифский период

УКРАИНА

Эпоха Киевской Руси

Эпоха Киевской Руси



МЫ РЕКОМЕНДУЕМ

 
   
(C) 1998-2017 Информационная Группа ЮР