Украина, история ювелирного дела

Львовское цеховое золотарство

Богатейший материал дает львовское цеховое золотарство ХVІІ-ХVІІ ст., детально исследованное выдающимся искусствоведом П.Жолтовским. Ювелирные изделия львовских золотарей того времени чрезвычайно разнородны.

Крест
ХVI ст.
Серебро, стекло, эмаль.
Литье, резьба, эмаль, позолота

Среди них – посуда, книжные оправы, наборы к лошадиным доспехам. Отмечались разнообразием украшения одежды в виде диадем, золотых цепей, аграфов, то есть приспособления для прикрепления пера на шляпах, запонок, перстней, браслетов, брошек, сережек и т.п.. Сережки, преимущественно в форме лилии, разукрашивались, как и перстни, бриллиантами, рубинами и другим ценным камнем. Для изготовления пуговиц, например, использовался широкий спектр ювелирных техник: гравирование, филигрань, эмалировка, обрамление ценным камнем.

Некоторые виды ювелирных изделий, такие как серебряные пояса, считались даже специфично львовскими. Изготовлялась также разнообразная посуда. Разукрашивались и оправы книг. Следует отметить изготовление золотым и серебряным, украшенным камнем оправ для сабель, обрамление панцирей и шлемов, перначей, булав, щитов, колчанов. Особого распространения приобрели парные брачные кубки, изображение которых стало эмблемой ювелирного ремесла.

Начиная с 1595 года, львовские мастера-ювелиры уже имели свой цех. Для получения звания мастера подмастеру поручалось выполнение "мастерштика" – пробной работы по изготовлению двух серебряных кубков, перстня с драгоценным камнем и печати. Ориентация мастеров-ювелиров на западноевропейские образцы оказывала содействие распространению ренессансных, а со временем и барочных форм. В значительной мере это предопределялось разнонациональным составом ювелиров, среди которых было немало немцев, венгров и т.п., а также практикой обучения ювелирного искусства за границей. Так, львовский ювелир Фридрих Аламбек в 20-30-е года XVII ст. учился профессии в Лондоне, некоторое время даже работал там при королевском дворе.

Украинское церковное золотарство к середине XVII ст. сравнительно со светским отмечалось скромными формами. В обрамлении преобладало гравирование, в начале XVIII ст. вытесненное чеканкой. Древнерусские традиции, которые сохранились, объединяясь в оригинальную целостность с ренессансными и барочными формами, образовывали сильное своеобразное соединение, которого не наблюдаем в светских кругах.

 

Эпоха Киевской Руси

Эпоха Киевской Руси

УКРАИНА

Барокко

Барокко



МЫ РЕКОМЕНДУЕМ

 
   
(C) 1998-2017 Информационная Группа ЮР