Украина, история ювелирного дела

Барокко

Времена барокко (вторая пол. ХVII- кон. XVIII ст.) ознаменовались небывалым расцветом золотарства на восточных землях. Начиная с XVII ст., такие центры художественного ремесла, как Киев, Чернигов, Нежин, Глухов, заслоняют

Посох
Первая половина XVIII ст.
Серебро, стекло.
Литье, чеканка, позолота.
Мастер Н. Нарунович

ячейки ювелирного производства на западноукраинских землях. Широко используя декоративные формы западного барокко, украинские ювелиры вкладывали в них свое содержание. Чрезмерная блистательность форм, подчеркнутый динамизм, напряженность, присущий западному барокко, украинскому были совсем чужие. Для него характерны живые, но спокойные, лишенные экзальтированности формы.

Главным центром украинского золотарства в это время становится Киев. Изделия многочисленных киевских ювелиров отмечаются высоким уровнем, хотя нередко лишены выразительных индивидуальных признаков. Они не столько демонстрируют творческие достижения отдельных мастеров, сколько свидетельствуют о развитии ювелирного дела вообще. Лишь произведения Иван Равича, Михаила Юревича, Петра Волоха, Ивана Завадовского, Ясинского, Иеремии Билецкого имеют определенные признаки собственного стиля. Работая как для церкви, так и для светских заказчиков (казацкой старшины), ювелиры чудесно учитывали специфику назначения вещи. Потиры, оклады книг, панагии, кроме других техник, украшались также финифтью, которая, акцентируя внимание на главных местах, предоставляла произведениям еще большей декоративности.

Эпоха украинского барокко была временем последнего взлета ювелирного искусства на тернах Украины. Конечно, мастера-ювелиры работали здесь и позже, тем не менее о существовании собственной профессиональной ювелирной школы говорить уже не приходится. Однако в XIX ст. работали чрезвычайно интересные ювелиры: Самсон и Александр Стрельбицкие, Федор Коробкин, Герасим Проценко, Петр Арендаревский, Максим Бишевский и прочие. На кон. ХIX – нач. XX ст. приходится деятельность такого выдающегося ювелира и предпринимателя, как Иосифа Маршака, чья ювелирная фабрика успешно конкурировала с фирмами Фаберже, Хлебникова, Овчинникова. Произведения мастеров предприятия с большим успехом демонстрировались на многочисленных всероссийских и всемирных выставках.

Интересным явлением можно считать народное ювелирное искусство гуцулов этого периода, чьи мосяжные (отлитые с латуни) изделия достигают своими архаическими формами периода Киевской Руси и даже более давних времен, поражая чрезвычайной жизненной силой.

 

Львовское цеховое золотарство

Львовское цеховое золотарство

УКРАИНА

Двадцатый век

Двадцатый век



МЫ РЕКОМЕНДУЕМ

 
   
(C) 1998-2016 Информационная Группа ЮР