Украина, история ювелирного дела

Двадцатый век

Процесс развития ювелирного искусства на территории Украины в XX ст. был довольно сложным. И спады, и бушующие подъемы этого периода оставили, вопреки своей кратковременности, заметный след в формировании национальной ювелирной школы. В 60-70-е года XX ст. художники ювелирных предприятий, дизайнеры Художественного фонда Украины и народные мастера сделали серьезную попытку овладеть достижениями прошлого и создать на этой базе условия для подъема ювелирной области. В настоящее время они смело экспериментируют с разнообразными материалами, осваивают новые технологии, создают современные украшения, предоставляя им национального колорита.

Среди ювелирных предприятий Украины важную роль в изготовлении высокохудожественных украшений из золота и серебра, а также в разработке сравнительно недорогих серийных моделей, сыграло киевское производственное объединение "Ювелирпром" (директор – Г.В. Плющ). Художники этого старейшего в Украине производителя ценностей неоднократно принимали участие в престижных зарубежных выставках и добывали в борьбе высшие награды за создание эксклюзивных украшений. В 1984 году на международной выставке в Лондоне художница киевского ювелирного завода Л.И. Шепель получила "Гран-при" за дизайн изысканного золотого колье. Оригинальности изделию предавал миниатюрный рог изобилия, усеянный 170 вставками бриллиантов.

К 1500-летию Киева на заводе изготовили небольшие серии украшений из золота и серебра, стилизованные под ювелирные изделия времен Киевской Руси. Разнообразные по форме броши, сережки, заколки, запонки, выполненные за эскизами Т. Перпечко, Л. Шепель, Е. Злой, отмечались высоким качеством обработки металла, новыми видами обрамления и интересными конструктивными элементами.

В 70-80-е года XX ст. художники Львовского и Одесского ювелирных заводов разрабатывали интересные модели с применением высокопробного золота и драгоценных камней. Многочисленные украшения, изготовленные в одном экземпляре, представляли собой уникальные произведения профессиональных мастеров.

Ювелирные предприятия Украины широко использовали в изделиях драгоценные и полудрагоценные камни, которые обрабатывалось мастерами производственного объединения "Западкварц-самоцветы" (сгт Володарск-Волынский Житомирской обл.). Предприятием выпускались разнообразные по форме и окраске берили, аквамарины, топазы, кварцы. Камни отмечались высоким ювелирным качеством и сложной огранкой.

Важная роль в обработке алмазов на Украине принадлежала Винницкому ювелирному заводу. Высокое профессиональное мастерство работников этого предприятия дала возможность наладить производство бриллиантов как традиционно круглых, так и фантазийных форм огранки – "груша", "маркиз", "изумруд", "принцесса", "овал". Кроме изделий с бриллиантами на заводе ежегодно обновлялся ассортимент украшений с изумрудами, рубинами и сапфирами.

В отличие от художников, занятых в промышленности и зависимых от плановой дисциплины, ювелиры, объединенные системой Художественного фонда Украины, были более свободными в реализации своих творческих замыслов. Большим разнообразием стилей отмечались произведения художников Киева, Днепропетровска, Харькова, Симферополя, Одессы. Не имея возможности работать с золотом, серебром и драгоценными камнями, художники экспериментировали с более сложными металлами – мельхиором, нейзильбером, титаном, использовали для обрамления изделий нетрадиционные материалы.

В 70-80-е годы XX ст. ювелиры Украины вышли на международную арену, принимая активное участие в престижных выставках, которые проходили в странах социалистического содружества. Они многократно награждались на выставках в г. Яблонец (Чехословакия). В 1977-1980 гг. дипломантами этой популярной выставки стали ведущие художники Украины – В. Друзенко (г. Киев), Е. Жданов, Ю. Федоров, А. Михальянц, А. Грамотный, Т. Грамотная (г. Симферополь).

В творчестве большинства художников этого времени отображается стремление постигнуть богатое наследство ювелирного искусства минувших столетий.

В 70-80 годы XX ст. украинские ювелиры достигли определенных успехов. Важную роль в усовершенствовании их профессионального мастерства сыграли теоретические и практические семинары, организованные Художественным фондом Украины. В настоящее время увеличивается количество специализированных выставок, посвященных творчеству современных ювелиров. Благодаря тому, что большинство выставок демонстрировалось в Музее исторических ценностей Украины, известного собраниям уникальных произведений старинных мастеров, у художников возникла замечательная идея воплотить свои замыслы в драгоценном металле. С этой целью в 1985 году в Киеве была создана Творческая группа, в которую вошли ведущие украинские ювелиры. Впервые все участники группы получили официальное разрешение на работу с серебром. На протяжении нескольких месяцев ювелиры, заменяя друг друга, создавали оригинальные произведения в мастерской известного киевского художника В. Хоменка. Лучшие работы мастеров Творческой группы по праву размещены в отделе современного искусства Музея исторических ценностей Украины.

Следующие процессы перестройки в государстве, расширение сферы торгово-экономических и культурных отношений с зарубежными странами не могли не сказаться на развитии творчества отечественных мастеров-ювелиров, оказывали содействие обогащению его новыми современными идеями и художественными формами, достояниями многих зарубежных ювелирных школ, прогрессивными техническими приемами изготовления украшений.

 

Барокко

Барокко

УКРАИНА

Современность

 Современность



МЫ РЕКОМЕНДУЕМ

 
   
(C) 1998-2016 Информационная Группа ЮР